ОБРЕТЕНИЕ СВЯТЫНИ 15 января - воспоминание второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского. Около двадцати семи лет назад епископу Истринскому Арсению позвонили. Только что закончился Поместный Собор Русской Православной Церкви, на котором был избран новый Патриарх – Алексий (Ридигер). И вот звонок. Из Ленинграда. В трубке он услышал голос директор Музея истории религии Ленинграда Станислава Алексеевича Кучинского. И то, что он сказал, шокировало архиерея. "Владыка, я не могу утверждать точно, но нами обнаружены мощи какого-то угодника Божия. Мощи скелетного состава, никаких покровов. Сохранилась только одна рукавичка на мощах, на которой - такая надпись: «Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!» По описи эти мощи у нас не проходят, нашли мы их случайно, завернутыми в один из гобеленов...", - рассказывал Кучинский. Владыка Арсений тут же известил новоизбранного Предстоятеля Русской Церкви Алексия II (фото 2). Патриарх благословил его и епископа Тамбовского и Мичуринского Евгения выехать на место. Итак, чьи же это были мощи? Неужели батюшки Серафима (фото 1), ведь они были фактически похищены в 20-е гг. ХХ в. Прославление преподобного Серафима Саровского произошло в 1903 году. Как он сам и говорил, посреди лета запели Пасху. Огромное число богомольцев со всей России собрались в Сарове, прибыл Государь Николай II с семьей (фото 3). Начались великие торжества и великие чудеса. Прошло четырнадцать лет, произошли страшные события. В 1920 г. пришедшие к власти безбожники вскрыли мощи преподобного Серафима Саровского. После вскрытия мощей в Поволжье началась засуха. По многочисленным требованиям, скорее напоминавшем преддверии бунта, мощи были вновь закрыты, хотя изъятыми оказались украшение гроба. Засуха прекратилась. Но уже в 1927 году мощи были вновь изъяты. Гроб-колода, в котором святой лежали в земле, а также кипарисовый гроб, в котором покоились его святые мощи, сожгли около Успенского собора. Сами мощи, как они были облачены - в мантию и одежды, вложили в просфорный ящик, закрыли и увезли в неизвестном направлении. По обобщенным потом данным, мощи сначала оказались в Донском монастыре Москвы, где в конце 1920-х гг. происходило создание центрального антирелигиозного музея. В 1934 году он был ликвидирован, а его фонды перешли в Центральный антирелигиозный музей (ЦАМ), открывшийся в 1929 г. в обители Страстной иконы Божией Матери в Москве . Скорее всего, мощи находились там до 1935 г., когда монастырь безбожные власти решили разрушить (ныне там кинозал "Пушкинский" и памятник Александр Сергеевичу, хотя ранее памятник стоял через дорогу, а сам Пушкин словно преклонял голову перед монастырем (фото 4))… После этого следы совсем потерялись. Но вот в в Казанском соборе Ленинграда, где и был создан Музей истории религии в ходе инвентаризации, проводившейся в связи с решением о возвращении верующим Казанского собора и выездом из него музея, святые мощи были обнаружены. Произошло это так: при освобождении запасников храмам стали передавать иконы, Евангелия, различные богослужебные предметы. А мощи, зашитые в рогожу, обнаружились в одной из комнат бывшей ризницы, где хранились гобелены, а также музейные вещи с утратами. Чудесную историю их обретение в каком-то таком виде скорее всего и поведал прибывшим архиереям Станислав Кучинский. Вскоре были найдены и акты освидетельствования мощей при первом их обретении в 1903 г., а также подробный акт, составленный при вскрытии раки с мощами в 1920 г. Сомнений не оставалось – это мощи преподобного Серафима. Комиссия нашла полное соответствие в расположении всех частей святых останков Был подписан акт передачи мощей святого батюшки Серафима Русской Православной Церкви. Сначала святыня пребывала в Санкт-Петербурге, затем в Богоявленском соборе в Москве. И летом 1992 года начался своего рода дорожный крестный ход с мощами – из Москвы в Дивеево. Мощи перевозили в микроавтобусе, за которым следовал автомобиль Патриарха. На местах их встречали духовенство и верующие. По пути следования каждый вечер мощи вносились в один из храмов и оставались там до следующего дня. Вновь, как и при прославлении, посреди лета запели Пасху. Батюшка Серафим своими святыми мощами вернулся в Дивеево (фото 5). Интересно, что при встрече была возжжена свеча самого батюшки Серафима, которая хранилась у единственной оставшейся в живых дивеевской сестры – схимонахини Маргариты (Лахтионовой). А первый молебен у мощей Святейший Патриарх Алексий II служил ладаном, также сохраненным из запасов преподобного Серафима Саровского. "Радуйся, Российския державы славо и ограждение. Радуйся, преподобие отче Серафиме, Саровский чудотворче!" С праздником! Источник: https://vk.com/sretenie?w=wall-104343639_3883